logotype
Michelangelo Buonarroti.
image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7

“Страшный суд”.

страшный судФреска “Страшный суд” создана Микеланджело Буонарроти  с 1534 до 1541 года. Она украшает алтарную стену в Сикстинской капелле. Эта картина не просто трактовка Священного Писания. Христос не всепрощающий Бог, а неумолимый каратель. Он воплощает собой не надежду и спасение, а закон и воздаяние. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все изображены нагими, всё находится в движении, мастер достиг необыкновенной выразительности картины. Это сильно отличает картину от привычных средневековых живописных образов, и именно это вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующих эпохах. За такой подход художник почитаем и осуждаем одновременно на протяжении многих веков.

 В этом произведении показаны эмоции, страх и надежды людей перед судилищем,  полной подчиненности судьбе во время катастрофы вселенского масштаба. Христос единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотреть в центр фрески.

Рука Христа воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась, она не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии. Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников. В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.

В первом круге, святые, окружающие Христа, многие хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с орудиями пыток в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти:  св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело. Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.

Во втором круге нет места торжеству и ликованию. Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже люди, отправляющиеся в рай, кажутся напуганными. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо. Лишь Христос, как основа и стержень, способен всем руководить. Микеланджело изобразил на фреске в некоторых фигурах хорошо узнаваемых современников мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.

Нападки Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. В процессе реставрации было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.

 

“Страшный суд” Микеланджело и сегодня до глубины души поражает всех посетителей Сикстинской капеллы. Картина занимает одно из первых мест, как в религиозном, так и в художественном мире. Несмотря на многочисленные попытки его доработать, убрать или “облагородить”, шедевр по-прежнему передает силу мысли великого Микеланджело.  Фреска, вместе с другими произведениями Сикстинской капеллы, по праву считается одним из символов эпохи Возрождения. 

Видео,смотреть онлайн

Шедевры художников

2017  Микеланджело   globbers joomla templates
Дети знаменитостей