logotype
Michelangelo Buonarroti.
image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7

 

mik 25Микеланджело (1475-1564) родился 6 марта 1475 г. в городке Капрезе к северу от Ареццо,в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника.Мать, Франческо ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело. 

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

Путь Микеланджело был труден и полон поистине титанических усилий. Уже в ранней юности ему пришлось преодолеть желание отца учить сына в латинской школе. По словам современника, "он предпочитал изучению грамматики посещение церквей, где копировал картины". Вопреки отцовской воле Микеланджело поступает в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо. Так начинается его профессиональное обучение. Через год он поступает в художественную школу, основателем которой был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Здесь талант Микеланджело развивается во многих направлениях. Во-первых, юноша обучается многим навыкам ремесла скульптора у Бертольдо ди Джованни, ученика великого Донателло. Во-вторых, он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. Микеланджело становится своим человеком при дворе, попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. Его знакомство с идеями платоновской академии, которая была создана под покровительством Лоренцо известными учеными Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой, оказало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого скульптора. Он увлекся поисками совершенной формы - главной, по мнению неоплатоников, задачей искусства.

mik 26Об этом свидетельствуют уже первые работы Микеланджело - рельефы "Мадонна у лестницы" и "Битва кентавров" (1490-92 г., Каза Буонарроти, Флоренция). Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей.

После смерти Лоренцо и изгнания рода Медичи из Флоренции Микеланджело отправляется в Венецию, где живет до 1494 года, а потом в Болонью, где знакомится с произведениями Якопо делла Кверча. С 1496 по 1501 год он снова в Риме и продолжает углубленно и страстно изучать античность, что было не просто данью моде того времени, а потребностью для мастера.

mik 11В этот период он создает великолепную "Пьету" ("Оплакивание Христа", 1497-1498, собор св. Петра, Рим) . Глубокий драматизм и скорбь выражены в этой скульптуре . Скульптура считается важнейшей реликвией знаменитого собора.. 

Когда скульптуру впервые выставили на всеобщее обозрение в одной из центральных церквей Рима, то люди не отходили от нее часами. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр? Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Но кто он? Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Ему было важно услышать мнение других. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа, и резцом на постаменте высек надпись: "Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил".

mik 18Возвращение во Флоренцию связано для Микеланджело с работой над "Давидом" - одним из самых знаменитых произведений итальянского Возрождения. Эта статуя уже современниками воспринималась как символ Флорентийской республики. Вазари писал, что Микеланджело "создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, - так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять". Не случайно открытие статуи в 1504 году стало торжественным событием для всего города.

В "ДавидеМикеланджело справился с очень трудной задачей - созданием из уже испорченного в XV веке мраморного блока (притом сложной формы) статуи. И справился блестяще. Широко известно высказывание Микеланджело, что в каждом камне заключена статуя, нужно только уметь убрать все лишнее и извлечь ее на свет. Так и в этой бесформенной глыбе мрамора скульптор сумел увидеть образ юноши-гиганта, настолько мужественного и сильного, что облик его может вселить всепобеждающую веру в человека. Микеланджело увидел в мраморе тело могучее и прекрасное, как тела античных героев, и душу столь же чистую и благородную. У Микеланджело  Давид прекрасный юноша, обнаженный подобно античным статуям. Он стоит, твердо опираясь на правую ногу, слегка отставив левую. Расслабив тренированные мускулы, Давид готов через мгновение напрячь мускулы, чтобы взмахнуть пращой, зажатой в левой руке, и поразить Голиафа. Могучая голова с вьющимися волосами повернута влево, в сторону противника, широко раскрытые глаза зорко следят за противником. Непреклонная воля чувствуется в юном прекрасном лице, оно не по-юношески гордое, властное и даже грозное. Вся меняющаяся гамма чувств тонко передана мастером. При кажущемся спокойствии героя не оставляет ощущение, что это штиль перед бурей.

Предварительная работа скульптора свелась к созданию двух небольших, всего в несколько сантиметров, эскизов из воска. В них мастер только определил расположение основных масс статуи. Обычно скульптор делает модель в натуральную величину, чтобы было  легче ее переводить в камень. Микеланджело работал иначе. Он, почти не глядя на модель, сразу врезался в камень. Он рубил до тех пор, пока из каменного плена не освободились законченные части фигуры. Воистину нужно было обладать гениальностью Микеланджело, чтобы настолько точно почувствовать пропорции и гигантской фигуры. Микеланджело удалось вырубить Давида из каменного блока с такой точностью, что лишь на макушке да на спине осталось несколько едва заметных следов от резца первого неудачливого скульптора.

Когда один из  гонфалоньеров Пьер Содерини увидел работу Микеланджело, статуя ему очень понравилась, но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: "Нос у него, кажется мне, великоват". Приметив, что гонфалоньер стоит внизу гиганта и что зрение не позволяет ему увидеть по-настоящему, Микеланджело поднялся на мостки, устроенные на высоте плеч статуи, и, быстро схватив в левую руку резец и щепотку мраморной пыли, рассыпанной на досках мостков, стал, легонько взмахивая резцом, понемногу сбрасывать пыль, оставив нос в прежнем виде. Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: "Теперь посмотрите"... "Теперь мне больше нравится, — ответил гонфалоньер, — вы придали больше жизни". Тогда спустился Микеланджело и про себя посмеялся над тем, как он удовлетворил желание правителя, сожалея о людях, которые, корча из себя знатоков, сами не знают, о чем говорят. Когда статую окончательно укрепили на месте, он снял с нее покрывало, и она отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. 

В 1505 году начинаются сложные и противоречивые отношения Микеланджело с папой Юлием II. Папа, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда уже начавший работу скульптор узнает об отказе папы оплачивать счета, уязвленный в своем достоинстве, он самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию. После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощение, и в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы.

mik 31

Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя
превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. Римский папа одобрил затею, призвал к себе Микеланджело и повелел тотчас начинать эту работу.Все соперники и недоброжелатели злословили по поводу того,что такой труд поручили Микеланджело Буонаротти, которому было тогда всего 33 года — для художника это совсем молодые годы. "Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. Вот тогда и будет на нашей улице праздник". Сам Микеланджело брался за эту работу неохотно, потому что никогда до этого не занимался стенной живописью. Он знал,что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю. Но папа решил, что именно Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы, и потому не слушал никаких возражений.
Постройку строительных лесов для росписи потолка папа Юлий II поручил Браманте, но тот подвесил платформу на веревках и во многих местах из-за этого потолок был пробит. Микеланджело долго размышлял, каким же образом будут заделаны эти дыры, когда нужно будет расписывать эти места. Донато Браманте на это ответил, что по-другому сделать было невозможно, а о дырах в потолке можно будет подумать в свое время. Но Микеланджело велел снять эти жалкие сооружения и построил не касающиеся стен подмостки, лежа на которых и приступил к работе.
Он выписал из Флоренции некоторых своих товарищей, Которые были более привычны к фресковой живописи, чтобы иметь помощников в таком ответственном предприятии. Хотя некоторые и утверждали, что сделал он это из-за незнания техники фресковой живописи. Однако Микеланджело остался недоволен работой своих учеников и уничтожил все, что они сделали. По словам его биографа, он сам растирал краски, приготовлял известковый раствор,приходил в капеллу с рассветом и уходил ночью, довольствуясьлишь легким обедом.
Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Еще свежие краски вдруг стали покрываться плесенью, причины которой сначала никто не мог понять. Потом,правда, установили, что виной всему стало плохое качество римской извести и что Микеланджело употреблял свой раствор слишком сырым. Когда все было исправлено, он с прежним жаром принялся за дело и в 20 месяцев без всяких препятствий выполнил половину работы.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Однако Юлий II был у него несколько раз, и,несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса. Он был нетерпелив до предела, и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, поэтому не пускал Юлия II. Иногда папа проникал в капеллу тайком, и тогда Микеланджело бросал сверху доски, которые обращали в бегство взбешенного старика.
Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение, и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу. Юлий II ничего не хотел слышать, и не успела еще улечься пыль от разобранных лесов, как 1 ноября 1509 года капелла была открыта. Весь Рим бросился сюда, все в немом восторге, не исключая бывших завистников и соперников, смиренно склонили головы перед великим гением.Сам папа торжественно отслужил в капелле обедню, где на собравшихся восторженных зрителей смотрели с купола могучие образы библейских пророков и Севилл, Творца в трех моментах создания мира и первых людей, Ноя, патриархов и целого ряда других лиц, причем каждый из них был, словно красивой рамой,окружен особым орнаментом. Успех был громадный, а злые намерения Браманте только послужили к большей славе Микеланджело.
По прошествии некоторого времени Микеланджело принялся за роспись второй части свода — более обширной. И на этот раз нетерпение папы было столь велико, что он едва не поссорился с Буонаротти. Микеланджело хотел на несколько дней съездить в родную Флоренцию и пошел просить у папы денег. Но тот спросил: "Когда же ты окончишь мне капеллу?" — "Как успею!" —ответил Микеланджело. "Да я сброшу тебя с подмостков!" — воскликнул вспыльчивый папа и дотронулся до него своим посохом.
И тогда Микеланджело вернулся домой, привел в порядок свои дела и только приготовился уехать, как папа прислал к нему своего любимца Аккурзио с извинениями и пятьюстами дукатами."Не мешало бы прибавить фигурам позолоты, — сказал папа, — а то моя капелла покажется очень бедной". — "Те, кого я написал тут, — возразил Микеланджело, — были все люди бедные". И никаких изменений вносить не стал.
mik 29
"Потоп"является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. Главной идеей "Потопа" является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.Измученные и объятые ужасом люди с пожитками поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение.  Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке.Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста.  Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще остается надежда на спасение отчаявшихся людей.
mik 10
А дальше расположена фреска "Сотворение Адама", которую некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи. Об этом шедевре искусствовед В.Н. Лазарев писал: "Отправляясь от библейского текста,
художник дает совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление... Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого".
mik 38
Во фреске "Отделение света от тьмы" Бога Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной творческой страстью... А потом последовали фрески с библейскими пророками ("Пророк Исайя", "Пророк Захария", "Пророк Иона" и др.) и мифологическими сивиллами ("Дельфийская сивилла", "Эритрейская сивилла", "Кумская сивилла" и др.).Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это — новое,
чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление "Божественной комедии" Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска"Опьянение Ноя") до божественного совершенства... Все это правильно, но ни одно толкование не исчерпывает полностью содержания знаменитых фресок
Сикстинской капеллы.
 Создание фамильного склепа для семьи Медичи заняло у Микеланджело четырнадцать лет (1520-1534). Ему принадлежит не только сооружение гробниц, но и строительство самой капеллы.

mik 27
Строгое и ясное оформление интерьера построено на контрасте белой стены и темно-серых архитектурных членений. Мастер создает идеальное пространство для скульптуры, но он не выделяет ее, а вписывает в общую структуру интерьера. Гробницы Лоренцо mik 28
и Джулиано Медичи, хотя и свободно развернуты в пространстве, врастают в архитектуру, являя собой пример подлинного синтеза. При всей кажущейся простоте, капелла Медичи - это сложнейший художественный организм, состоящий из тончайших связей и контрастов, объединенных строгой художественной логикой.Современники высоко оценили это произведение. Как известно, фигуры герцогов фланкированы фигурами "Утра"и "Вечера", "Дня" и "Ночи". Именно эти статуи вызывали особое восхищение. Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов. Наиболее известны строки Джованни Строцци: "Вот эта ночь, что так спокойно спит, Перед тобою - Ангела создание, Она из камня, но в ней есть дыханье, Лишь разбуди - она заговорит."

mik 20В 1534 году Микеланджело окончательно поселяется в Риме. Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II. Еще в первой половине 1510-х годов он создает статуи двух пленников и пророка Моисея. Эти произведения еще полны ренессансной гармонии и силы. Но в 30-е годы мастера  охватывают иные настроения и мысли. Созданные им в это время четыре статуи рабов (1532-1534, галерея Академии художеств, Флоренция) остаются неоконченными. Трудно сказать, был ли это осознанный художественный прием или мастер действительно не смог завершить начатый труд. Идея пробивающегося из каменной массы человеческого тела приобретает особый смысл. Так сам художник, связанный путами жизненных обстоятельств, договоров, событий, наконец, исторических перипетий времени, пробивался к подлинному искусству, служащему великим идеалам.

К 1545 году гробница Юлия II была завершена. Но какой дорогой ценой далось Микеланджело это его самое неудачное создание! Если отдельные статуи прекрасны, то в общей композиции сооружения много традиционности мышления и нет полета мысли и вдохновения, характерных для других работ мастера.

В последние десятилетия Микеланджело все более внимания уделяет архитектуре. Еще в 1520-е годы он создал шедевр - вестибюль библиотеки Лауренциана в Риме. Это был великолепный образец скульптурного мышления в архитектуре. Теперь он проявил себя как выдающийся градостроитель в оформлении Капитолийского холма и как умный зодчий в строительстве собора св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с куполом).

Мировоззрение Микеланджело становится все более трагическим. Намного переживший своих единомышленников по искусству, он остался одиноким. Микеланджело понимал, что идеи его молодости и зрелости утратили смысл и подлинность. Ведь он сказал своим ученикам, копировавшим "Страшный суд": "Сколь многих из вас мое искусство сделает дураками!"

Великий художник пережил свое время. В искусстве уже наступала новая эпоха, которая не смогла бы вместить в себе такие грандиозные явления, как творчество Микеланджело и некоторых его современников.

mik 04

 

каталоги ссылок

Видео,смотреть онлайн

Шедевры художников

2017  Микеланджело   globbers joomla templates
Дети знаменитостей