logotype

Микеланджело. "Давид".

давидСкульптуру “Давида” – пастуха и будущего царя Израиля, Микеланджело изготовил из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, высота 5,17 метров и вес более 6 тонн. “Давид” признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства. Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, Вероккьо и др.) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел Давида в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом.

Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад. Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому, не было суждено. В период работы над «Давидом» круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и “Давид”  Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов. 

Давид в библии.

Давид  ( возлюбленный) — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. Семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (столица  Хеврон), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). По традиционной еврейской хронологии около 876 — 836 год до нашей эры.  Образ  Давида в библии  -  образ идеального властителя.

Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен выйти Мессия. Согласно христианскому Новому Завету  -  это Иисус Христос.

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея и моавитянки Руфи. Он был белокур, красив, румян, силён, красноречив и хорошо играл на лире. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком смелым.

Бог, отвергнув царя Саула за непокорность, послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя.

Призванный к царю Саулу, Давид успокаивал царя игрой на лире. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору.

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. После того, как царь метнул копье в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. Самуил привел Давида в убежище, где было сильное присутствие Бога. Там в Навафе сонм пророков фокусировался на Боге. Убийцы, посланные Саулом, становились пророками. При последней встрече Ионафан предупредил Давида, что примирение с Саулом, более невозможно.

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к царю филистимлян Анхусу в Геф. Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным.

Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитянского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды. Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с Ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника. Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары.

Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам, ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили местное население (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу. Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения князей помешали включить отряды Давида в войска вторжения филистимлян.

Когда Давиду приносят новость о смерти Саула, филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе . Воспользовавшись временным вакуумом власти, Давид во главе вооружённого отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским, что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей . Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года и завершилась победой Давида. Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем. К тому же периоду времени относится желание Давида вернуть ковчег завета, который ранее был захвачен филистимлянами, а позднее отослан ими обратно в Израиль по причине большого количества наростов, поразивших филистимлян. В конечном итоге, Давиду удалось это осуществить — он вернул ковчег из Гефа .

В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон, Далиуа, Авессалом, Адония, Сафатия и Иефераам.

Перой крупной победой Давида стала война с иевусеями, в результате которой он захватил Иерусалим и перенёс туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем.

После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион. Пребывание на земле филистимлян, в отрыве от израильской религиозной традиции, привело к тому, что израильтяне недоумевали, когда Давид плясал перед Господом, одетый лишь в льняной ефод. Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения и служения истуканам. Богослужения стали более экзальтированными и музыкальными, поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы.

Давид подчинил духовную власть  - светской, объединив священников под началом первосвященников и включив их в состав государственного аппарата (писцами и судьями). Богослужения стали проводиться дважды в день, а ротацию священников определял жребий и очерёдность. Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана.

Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови. Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы. Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав. Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Сува, Дамаск, Беф-Рехова) располагались на территории Сирии. Сирийский поход вывел Давида к берегам Евфрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди. На юге он присоединил Идумею.

С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.

Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной.

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца.

Дееписатели (Советники царя), управляли царским имуществом, надзиратели следили за сбором податей. Наряду с начальниками над отдельными коленами, действовали левитские судьи и чиновники.

Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев , наёмников критского и филистимского происхождения.

Особое положение занимали спутники Давида во время его бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авесса,Ванея) заняли впоследствии высшие командные должности.

Когда Давид вопросил Господа о причине трёхлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною». Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями. Давид оказал милость Мемфивосфею ради клятвы Ионафану именем Господним.

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его военачальников. Давид приказал слугам привести Вирсавию и вступил с ней в близость, а затем отослал её домой. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребёнка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом. Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо, где повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер». Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура, он взял Вирсавию  в жены, и Вирсавия родила царю сына.

Пророк Нафан вопрошал Давида от имени Бога: «Отчего же ты пренебрег словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию  ты убил мечом, а его жену взял себе в жены?!». После раскаяния Давида пророк сказал: «Господь снял твой грех — ты не умрешь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын». Прощение Давиду распространилось и на брак с Вирсавией, от которой родился еще один сын, преемник Давида — Соломон. Незаконная связь с Вирсавией повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида.

Согласно талмудическому толкованию, жена Урии-хеттийца была на тот момент формально не замужем, так как в армии Давида был обычай: каждый, кто уходил на войну, давал жене гет (разводное письмо). Если муж не возвращался с войны, то жена считалась разведенной с момента вручения разводного письма. Урия дал своей жене гет, отправляясь на войну, и поэтому связь с Вирсавией не была грехом против Урии. Также рассказывается, что сама же Вирсавия видела в пророческих снах, как в будущем у неё родится от царя Давида сын, который сложит множество притч и песен.

Поразившая Давида болезнь (в течение шести месяцев его тело было покрыто язвами) стала наказанием за его проступок. И хотя в отношении самой Вирсавии, он не нарушил требований закона, его грех заключался в том, что он «убил Урию мечом аммонитян», — то есть послал его на верную смерть. А смертная казнь была заменена Давиду на болезнь, ведь пораженный язвами царь, подобен мертвому — то есть эта болезнь имеет искупительную силу смерти.

В Талмуде указывается, что, ослушавшись приказа царя, Урия, действительно, подлежал смертной казни. Но Давид предоставил ему возможность почетной смерти, попытавшись, вместе с тем, скрыть свой позор и предупредить возможные обвинения. В таком случае возникает вопрос: что же тогда вызвало гнев пророка Натана? В чём был грех Давида? Талмуд говорит, что Давид должен был потребовать Урию к суду Сангедрина, а не отправлять его на войну. В браке с Вирсавией, вскоре родился преемник Давида — Соломон.

Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур , где пробыл три года. Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощён и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царём. Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида», то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивления и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и в лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон; но власть Давида была ещё шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей. Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адония — следующий по старшинству сын Давида. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы стареющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано.

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме, на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря.

 

 

Видео,смотреть онлайн

Шедевры художников

2017  Микеланджело   globbers joomla templates
Дети знаменитостей